Основатель компании FARFOR специально для исследования рынка общественного питания 2022
― Каким был 2021 год для Вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
― Несмотря на трудности, пришедшие с COVID-19, год прошел с положительными результатами: FARFOR вырос на 35,4%. К сожалению, не все намеченное удалось реализовать. Мы планировали запустить 60 «достаранов», а запустили 45 в России и 1 в Казахстане.
― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?
― Мы оперативно приняли ряд решений, которые не дали нам потерять клиента, а, наоборот, позволили его удержать. Новые санкции довольно серьезно сказались на закупочной деятельности.
Возникла угроза дефицита таких продуктов как семга, форель, креветки, угорь, нори, имбирь, васаби, импортные соусы из Китая. На фоне сбоев в логистических цепочках и резкого взлета курсов доллара и евро начался нешуточный ажиотаж. Поставщики поднимали цены буквально каждую неделю, в среднем на 40–50% от первоначальных. Также подавляющее большинство производителей и поставщиков перевело клиентов на предоплату. Контейнеры с рыбой из Чили, креветками из Индии блокировались в европейских портах и отправлялись обратно. Мы, в свою, очередь корректировали меню в сторону уменьшения потребления резко подорожавших ингредиентов и, соответственно, объемов закупки по этим позициям, понимая, что покупательная способность у населения не повысится настолько, чтобы приобретать нашу продукцию после существенных повышений.
Также мы сократили количество акций и бесплатной порционной продукции. Это позволило нам удержаться на позиции и не упасть в оборотах.
В связи с ростом цен на импортное сырье мы были вынуждены искать аналогичные продукты российского производства. Большую часть получилось заменить, кроме уникальных ингредиентов, не производящихся в РФ.
И только после этого мы провели экстренное повышение цен на блюда, которые сильно затронул рост цен и дефицит сырья.
Проще было перестроиться с разделом меню «Пицца», так как мы и ранее работали в основном на сырье российского производства. Цены здесь выросли не сильно, в среднем на 10%. С разделами «Роллы» и «Сеты» было сложнее, так как большинство ингредиентов, используемых в приготовлении, импортного производства. Рост цен здесь составил в среднем 20%.
― Как вы оцениваете результаты компании в первом квартале 2022 года, а также отдельно в марте-апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?
― Если говорить о выручке всей сети, то LFL в 2022 году составил:
- январь ― 23,4%;
- февраль ― 21,7%;
- март ― 24,0%;
- апрель ― 25,9%.
Данные за январь-февраль вышли на уровне запланированного в начале года, а за март-апрель выше, чем прогнозировалось.
Рост выручки к прошлому году с учетом открытых в 2022 году точек:
- январь ― 23,4%;
- февраль ― 22,4%;
- март ― 25,2%;
- апрель ― 28,5%.
Рост по большей части произошел за счет повышения среднего чека.
Эти данные по сети в целом, но есть города, в которых количество заказов уменьшилось ― это Белгород, Воронеж, Курск.
В 2021 году рост выручки в апреле составил 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?
― Под программу государственной поддержки попала только наша IT-компания. Мы планируем воспользоваться предлагаемыми льготами. Это освобождение от налогового, валютного и других видов госконтроля. Также предусмотрено льготное кредитование, создание условий для обеспечения повышения уровня заработной платы сотрудников и улучшения их жилищных условий.
― Насколько повлияли на маржинальность бизнеса новые санкции и волатильность рубля? Планируете ли вы повышать стоимость услуг?
― Конечно, мы теряли прибыль в пик роста стоимости сырья. Кто-то даже пытался спекулировать на этом. Но поставщик, с которым сотрудничает наша сеть, сдерживал цены до последнего. Мы, в свою очередь, сначала провели работу над сокращением бонусов и подарков, а потом уже точечно стали повышать цены. Планов по дальнейшему повышению нет, наоборот, планируем снижать, так как ситуация на рынке меняется в лучшую для нас сторону.
― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?
― В плане закупок мы по-прежнему опираемся на крупных федеральных поставщиков, ведь они могут нам гарантировать бесперебойность поставок.
Были перебои в поставках сырья в связи с закрытием границ и портов для России, но мы выходили из положения. Когда у крупных поставщиков заканчивалось нужное сырье, приходилось искать ингредиенты у мелких региональных фирм или прорабатывать возможность их замены на аналоги.
Мы мониторили рынок в поисках возможностей закупить продукты по более выгодным ценам хотя бы на короткий промежуток времени. Нам нужно было выиграть время и дождаться стабилизации ситуации с минимальными потерями.
К середине апреля ситуация стала стабилизироваться, цены начали постепенно снижаться, но, к сожалению, не на все позиции. Также к этому времени крупные поставщики нашли новых производителей и способы доставки товара в РФ. С местными производителями мы продолжаем сотрудничество, как и до ввода санкций.
Меню постоянно меняется, мы ежемесячно обновляем его, убираем либо добавляем блюда, перерабатываем рецепты, меняем сырье.
― Заметили ли вы изменения в поведении клиентов? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?
― В этом году стало больше онлайн-заказов. В январе количество заказов по всей сети к январю прошлого года выросло на 14,5%, а аналогичный показатель в апреле ― 17,7%. В январе средний чек вырос к прошлому январю на 7,7% и составил ― ₽1 094. В апреле вырос на 9,1% и составил ― ₽1 131.
― Наблюдаете ли вы изменения в уровне спроса на услуги доставки?
― Доставка еды стала неотъемлемой частью жизни людей. Безусловно, спрос только растет. 70% заказов в FARFOR осуществляется на доставку и 30% на самовывоз, а это 4,7 млн в год. Мы следим за тенденциями и изменениями спроса нашего потребителя и стараемся закрывать все потребности аудитории: помимо доставки у нас есть точки самовывоза и залы, в которых можно хорошо провести время. Концепция FARFOR на сегодняшний день в выигрыше.
Мы работаем только с собственной доставкой, без использования агрегаторов, ресурсов на это хватает. Более того, мы считаем это лучшим решением для работы «достаранов» нашей сети.
― Как складываются ваши отношения с франчайзинговыми партнерами? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей ситуации экономической неопределенности?
― Отношения между компанией и франчайзи налажены эффективно. У нас относительно низкий процент закрытия «достаранов» партнеров. У FARFOR хорошая репутация на рынке. В условиях санкций мы оперативно приняли меры, при которых партнерам комфортно работать. Мы мониторили динамику выручки всех точек и там, где наблюдали падение от 30%, освобождали партнеров от роялти.
Безусловно, динамика рынка растет, и количество заявок на франшизу не уменьшается. Учитывая текущую обстановку на рынке, мы разработали проект с минимальными вложениями под ключ, так называемый «экстра» формат с ограниченным меню на минимальной площади.
― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний и операторов общепита?
― Из-за ухода иностранных операторов, скорее всего, вырастет спрос на продукцию российских компаний. Полностью заменить их вряд ли получится, но в целом, мы думаем, предложение перекроет спрос. Люди ели и будут есть всегда, так что нужно давать им то, чего они хотят. Будем меняться, следить за рынком, реагировать на запросы клиентов.
― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете ставку сейчас?
― Маркетинговая политика компании не изменилась. Идем в ногу со временем, изучаем новые для себя каналы для размещения рекламы, но при этом не забрасываем старое.
Все те каналы, которые мы используем на данный момент, являются эффективными. Нужно понимать: оттого что были заблокированы некоторые соцсети, люди не стали больше выходить на улицу. Мы не делаем ставку на офлайн-рекламу. И в онлайн- и офлайн-рекламе свои клиенты.
Мы не смотрим, заблокирована ли соцсеть: если там есть наши люди, мы будем с ними! Делаем ставку, естественно, на «ВКонтакте» (у нас довольно большая федеральная группа). Несмотря на блокировку, у нас ежемесячный прирост подписчиков и в других соцсетях. Начали развивать YouTube Shorts.
Также мы завели федеральный Telegram-канал, где публикуем промокоды с подарками и скидками на некоторые позиции из нашего меню.
― Какие направления деятельности будут в фокусе компании в 2022–2023 гг.? Есть ли планы по открытиям ресторанов и экспериментам с новыми форматами работы?
― В 2022 году мы планируем выйти на оборот в ₽7,5 млрд. Цель на ближайшие два года ―увеличить количество «достаранов» по всей стране. Активно ведутся переговоры с потенциальными партнерами и из других стран. Мы ставим себе задачу развиваться в странах ближнего зарубежья.
Помимо оптимизации и адаптации мы запустили новый «Extra»-формат кухни. Он позволяет открывать точки при меньших затратах с модулем «Только роллы».
― Как вы оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?
― В ближайшие 1-2 года российские компании многое заменят собственным производством. Угроза же роста цен и дефицита импортного производства пока остается.